Доклад министра здравоохранения Хабаровского края на итоговой коллегии министерства здравоохранения края по вопросу «Об итогах работы отрасли здравоохранения Хабаровского края в 2010 году и задачах на 2011 год»

30.03.2011

Уважаемые  члены коллегии и приглашенные!

В прошедшем году деятельность здравоохранения края  была направлена на формирование эффективной системы здравоохранения,  повышение качества оказания  и доступности медицинской помощи, улучшение диагностики и профилактику заболеваний.

В крае осуществлялись мероприятия по  созданию системы мотивации населения края к ведению здорового образа жизни, сохранению здоровья женщин и детей, обеспечению государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, проведению согласованной кадровой политики,  внедрению новых медицинских технологий.

Об эффективности проводимых мероприятий свидетельствует динамика демографических показателей.

Показатель общей смертности в 2010 году  вырос  незначительно и составил 14,0 на 1000 населения, оставаясь стабильно ниже среднего по России (РФ - 14,3). Основными причинами смерти продолжают оставаться болезни системы кровообращения (57,0 процентов), травмы, отравления (14,4 процентов), новообразования (14,1 процентов), болезни органов пищеварения (5,5 процентов), органов дыхания (4 процента).

Коэффициент естественной убыли населения сократился за последние пять лет в 3,5 раза и составил в 2010 году 1,6. В двух районах края, в Хабаровском и Комсомольском,  отмечается естественный прирост.

В прошедшем году зарегистрирован 1 случай материнской  смертности  - в Николаевском муниципальном районе. Показатель  составил  5,9 на 100 тысяч родившихся живыми.

Структура общей заболеваемости в целом коррелирует со структурой обшей смертности и определяется болезнями системы кровообращения, органов дыхания, злокачественными новообразованиями.

Большое внимание в крае уделяется профилактическим направлениям в системе здравоохранения, на которые в первую очередь нацелены мероприятия национального проекта «Здоровье».

В рамках дополнительной диспансеризации работающих граждан осмотрено более 46 тысяч человек, выявило 65  тыс. заболеваний, из них 22,6 процентов впервые.

По итогам диспансеризации 700 человек направлены в стационар для дальнейшего обследования и лечения, 29 тысяч   человек – в поликлиники по месту жительства.

Необходимо отметить высокий уровень проведения диспансеризации  в  городах Хабаровск и Комсомольска-на-Амуре,  Амурском, Верхнебуреинском, Советско- Гаванском  муниципальных районов. Широко использует выездные формы осмотров   Комсомольский территориальный диагностический центр.

Вместе с тем, ежегодно не выполняют плановые задания по диспансеризации Тугуро - Чумиканский, Ванинский, Вяземский, Комсомольский муниципальные районы, что свидетельствует об отсутствии  должной ответственности органов управления здравоохранениями за данное направление работы.

За счет федеральных средств проведена  диспансеризация детей-сирот и детей, пребывающих в стационарных учреждениях, по итогам которой организованы лечебные и реабилитационные мероприятия.

В 2010 году осмотрено 4,7 тысячи детей. Отмечается уменьшение числа заболеваний в расчете на одного ребенка: если в 2009 году этот показатель составлял 3,3, то в текущем году - 2,9. Снижается и доля впервые выявленных у детей заболеваний: 2009 год – 28 процентов, 2010 год – 23.

Одним из направлений по формированию здорового образа жизни стало открытие центров здоровья. В крае их 8, в том числе 3 детских.

На их оснащение из федерального бюджета было выделено 5,2 млн. рублей. Средства краевого бюджета направлены на обучение специалистов и подготовку помещений под монтаж оборудования. Всего за два года приобретено 60 единиц оборудования, повысили квалификацию 56 специалистов, из них 8 педиатров.

В отчетном году Центры  здоровья посетили более 70 тысяч человек. Здоровыми, в возрасте с 18 лет и старше, признаны только 10  процентов посетивших Центры,  среди детей – 39  процентов. Почти у 87 процентов из числа взрослых выявлены факторы риска. Каждый третий из числа прошедших обследование направлен к специалистам для проведения дополнительного обследования.

Для осуществления выездной работы на предприятиях, учебных заведениях и в сельской местности четыре центра здоровья оснащены дополнительной диагностической линией. Широко проводится коммуникационная  программа   по формированию приоритетов здорового образа жизни. Основными акцентами компании стали борьба   с вредными  привычками, формирование принципов «ответственного родительства», обучение родителей и детей гигиеническим навыкам. Более 5 тысяч человек прошли лечение по поводу табачной зависимости, в том числе почти полторы тысячи подростков, что в 1,5 раза больше чем в 2009 году.

В 2010 году проведено углубленное диспансерное обследование  почти 20 тысячи ветеранов. В ходе акции «Поезд Победы» работал передвижной консультативно-диагностический центр «Терапевт Матвей Мудров».

Стабилизация эпидемиологической обстановки стала возможна благодаря проведению плановой иммунизации населения. В крае не зарегистрировано случаев заболеваний дифтерией, эпидемическим паротитом, снижена заболеваемость острым вирусным гепатитом B, краснухой. Необходимо отметить, что ежегодный охват населения прививками против гриппа составляет более 30 процентов, от общей численности населения края и существенно превышает среднероссийский показатель (в среднем по Российской Федерации 19 процентов). В 2010 году привито 523,5 тысяч человек ( иммунная прослойка 37,4 процента населения края).

В результате, заболеваемость острыми респираторными заболеваниями и гриппом в крае регистрируется на неэпидемическом уровне, период подъема заболеваемости уменьшился по продолжительности в два раза, снизилось количество случаев заболевания гриппом, а также случаев тяжелого течения и осложнений.

Вместе с тем, отмечен рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями, превышающий в полтора раза средние многолетние показатели. Так, в Нанайском районе с августа по октябрь из-за несоблюдения санитарных норм была зарегистрирована вспышка дизентерии. Также неблагополучная ситуация складывалась в Николаевском и Охотском районах.

Объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи увеличились с 2007 года в 5,5 раза. В 2010 году лечение получили   2570 человек, из них  в федеральных специализированных учреждениях здравоохранения - 1191 пациент, в краевых государственных учреждениях в соответствии с утвержденными государственным заданием – 1379 человек.

Ввод в эксплуатацию Федерального центра сердечно- сосудистой хирургии обеспечил доступность высокотехнологичной   сердечно- сосудистой медицинской помощи жителям края и Дальневосточного Федерального округа. С октября в центре принято 1282 пациента, в том числе – 475 детей, выполнено  200 плановых, из них 192 жителям Хабаровского края.

В рамках мероприятий направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в крае утвержден алгоритм оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП на трассе М-60, создано четыре травматологических центра. Для их оснащения приобретено более 60 единиц оборудования, получено семь реанимобилей класса С. На эти цели из федерального бюджета было выделено 172,5 млн. рублей, средства краевого бюджета составили 69,5 млн. рублей и направлены на подготовку помещений и обучение специалистов.

Реализация комплекса мероприятий по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ДТП по итогам 2010 года позволила минимизировать временные затраты от момента получения травмы до проведения необходимого объема противошоковых мероприятий и обеспечить выполнение целевых показателей, представленных на слайде.

С  2009 года край участвует в реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи, в рамках которых удалось существенно укрепить материально-техническую базу учреждений здравоохранения, подготовить высококвалифицированных специалистов.

Сегодня мы отмечаем рост абсолютного числа впервые выявленных злокачественных новообразований, пятилетней выживаемости больных злокачественными новообразованиями, стойкое  снижение  одногодичной летальности.

Вместе с тем, показатель смертности от онкологических заболеваний остается высоким по следующим причинам:

низкая онкологическая настороженность у врачей первичного звена,

неэффиктивная работа кабинетов врачей первичного контакта,

отсутствие ответственного отношения к своему здоровью самих граждан и родителей в отношении своих детей.

В крае реализуется Концепция развития противотуберкулезной службы в Хабаровском крае до 2020 года, мероприятия национального проекта, направленные на профилактику и лечение туберкулеза,  федеральная и краевая целевая программа «Туберкулез».

Комплексный подход к решению проблемы позволил сравнению с 2009 годом снизить заболеваемость и смертность от туберкулеза по 6,3 на 12 процентов соответственно.

Вместе с тем, эпидемическая ситуация по туберкулезу в крае продолжает оставаться неблагополучной.

Высокий уровень заболеваемости туберкулезом отмечается в Тугуро-Чумиканском, Аяно-Майском, Вяземском, им. Лазо, Ульчском, Бикинском, Амурском и Солнечном муниципальных районах.

Вызывает тревогу высокий процент умерших до года наблюдения в г. Хабаровске, Тугуро-Чумиканском, Ульчском, Солнечном, Амурском, Бикинском муниципальных районах, что свидетельствует о позднем выявлении больных туберкулезом в учреждениях общей лечебной сети и способствует   распространению туберкулеза среди населения.

Отсутствие должного контроля со стороны руководителей органов управления здравоохранением за исполнением действующих нормативных правовых актов, регламентирующих порядок работы по раннему выявлению туберкулеза,  формальный подход к планированию осмотров населения являются основными причинами низкого охвата населения флюорографическими обследованиями в Тугуро-Чумиканском, Хабаровском, Нанайском, Охотском, им. Лазо муниципальных районах.

Недостатки в обследовании населения приводят к накоплению категории лиц, не обследованных 2 года и более. Именно из этой категории выявляются запущенные процессы с распадом и бактериовыделением. Работа в данном направлении сотрудниками общей лечебной сети проводится неудовлетворительно на всей территории края.

В рамках  национального проекта в край поставлены лечебно-диагностическое оборудование и противотуберкулезные препараты на общую сумму 25,8 млн. рублей. За счет средств краевого бюджета (3,8 млн. рублей) проведён ремонт помещений для установки оборудования и обучение кадров. Кроме того, в крае работает ряд программ международных благотворительных фондов, в рамках которых мы получаем дорогостоящие лекарственные препараты для лечения тяжелых больных.

Одной из приоритетных задач здравоохранения является охрана здоровья матери и ребенка и ребенка. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Послании  Федеральному собранию уделил этому вопросу особое внимание.

Это направление мы будем развивать по нескольким направлениям.

В рамках краевых целевых программ осуществляется дорогостоящее лекарственное обеспечение для поддержания технологии выживания маловесных и глубоконедоношенных новорожденных, приобретаются оборудование и расходный материал для перинатальной диагностики врожденной и наследственной патологии, внутриутробной инфекции.

Специалистами краевого Перинатального центра организовано дистанционное наблюдение и ежедневный мониторинг за беременными и новорожденными группы высокого риска. Выездные бригады специализированной медицинской помощи Центра обеспечивают консультативную и лечебно-диагностическую помощь дистанционно и на выезде, транспортировку и перевод больных, реализуют технологию «антенатального трансферта», что существенно повышает доступность специализированной помощи для жителей отдаленных районов края. В 2010 году было  совершено 659 вылетов и выездов, госпитализировано 418 женщин и детей. Эффективность работы выездных бригад характеризуется отсутствием в 2010 году досуточной летальности при госпитализации новорожденных, беременных, рожениц и родильниц.

В 2010 году обследованием на 5 наследственных заболеваний было охвачено более 17 тысяч  новорожденных, выявлено 15 больных детей (в 2009 году 12 детей). Все пациенты получают необходимое лечение.

С 2009 года в рамках национального проекта осуществляется универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни с использованием специального оборудования и применением современных методик обследования. Родовспомогательные учреждения и детские поликлиники оснащаются специальным оборудованием. В край поставлено 18 единиц оборудования общей стоимостью 2 млн. рублей.

Число детей, прошедших аудиологический скрининг составило 11 тысяч. Выявлено 296 детей с нарушениями слуха. 10 детей, страдающих нарушениями слуха и нуждающихся в проведении кохлеарной имплантации, получили высокотехнологичную медицинскую помощь, в том числе 7 детей в возрасте до 3-х лет жизни.

Развиваются высокие технологии для лечения детей. Перинатальному центру и детской краевой клинической больнице в 2010 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федеральных средств выделено 330 квот.

К сожалению, показатель младенческой смертности остался на уровне 2009 года и превышает аналогичный показатель по Российской Федерации в 1,4 раза.

Превышает среднекраевое значение уровень младенческой смертности почти в два раза в Нанайском, Бикинском, Ванинском и Хабаровском районах края. Есть и положительные примеры. Так, в районе им. П. Осипенко уже на протяжении ряда лет случаев младенческой не фиксируется, низкие показатели в Вернебуреинском (4,3), Солнечном (6,7) муниципальных районах и г. Комсомольске - на - Амуре (7,3).

В структуре причин младенческой смертности сохраняется относительно стабильной. На первом месте – перинатальные причины (45%), на втором – врожденные аномалии и пороки развития (24%), на третьем - травмы и несчастные случаи (9%).

Пятьдесят процентов детей, умерших в возрасте старше одного месяца, - из социально неблагополучных семей. В связи с эти, важно понимать, что в целях  охраны  здоровья матери и ребенка  необходимо осуществлять межведомственное взаимодействие с  органами социальной защиты населения, комитета по опеке и попечительству, образования, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних.

С 2012 года нам предстоит решать задачу по выхаживанию детей с экстремальной и экстремально низкой массой тела и начиная с этого года мы должны к этому подготовиться.

Ответственным направлением деятельности здравоохранения является лекарственное обеспечение льготных категорий граждан, общая численность которых в крае составляет почти 180 тысяч человек. Для обеспечения своевременной и доступной лекарственной помощи населению края отпуск медикаментов осуществляется через 96 пунктов отпуска лекарственных средств.

В 2010 году объем оказания лекарственной помощи за счет средств бюджетов различного уровня составил 589,5 млн. рублей (федеральный бюджет - 397,6 млн. рублей, краевой бюджет – 191,9 млн. рублей). С целью организации своевременной лекарственной помощи на льготной основе, при всех органах управления здравоохранением городских округов и муниципальных районов края организована работа телефонной «Горячей линии».

Принимаемые министерством здравоохранения края меры по контролю за выпиской лекарственных средств врачами, перераспределение товара между аптеками, до­полнительная закупка, активная разъяснительная работа в средствах массовой информации позволили улучшить качество и доступность лекарственной помощи населению края. Количество рецептов, зарегистрированных на отсроченном обеспечении в аптеках края снижено по федеральной программе на 21 % и на 11 % - по краевой программе.

В рамках проводимой лекарственной политики в 2010 году наиболее значимым событием было вступление в силу Федерального закона «Об обращении лекарственных средств». В целях его реализации министерством здравоохранения края принято ряд распорядительных актов, представленных на слайде. В 2011 году необходимо продолжить работу по получению лицензии на осуществление фармацевтической деятельности медицинскими организациями и их обособленных подразделений, расположенными в сельских поселениях в которых отсутствуют аптечные организации, имеющих право на фармацевтическую деятельность.

В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения края, аптечных организациях, осуществляющих льготное лекарственное обеспечение населения края внедрена и работает в тестовом режиме «Единая региональная информационная система» льготного лекарственного обеспечения, которая позволяет оптимизировать выписку и отпуск бесплатных лекарственных препаратов, осуществлять контроль за обеспечением пациентов по выписанным рецептам в режиме on-line.

Основным критерием доступности в получении бесплатной медицинской помощи населением края являются показатели реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам края бесплатной медицинской помощи. Ее исполнение составило: по круглосуточной стационарной помощи – 107 процентов, амбулаторно-поликлинической помощи – 100 процентов, по скорой медицинской помощи – 106 процентов, стационарам дневного пребывания всех типов – 98 процентов. Не выполнены запланированные объемы:

по круглосуточному стационару в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе; по дневным стационарам в 14  муниципальных районах края, по амбулаторно-поликлиническим посещениям в 11 муниципальных районах края.

С целью сбалансированности территориальной программы госгарантий с 2010 года в территориальную программу обязательного медицинского страхования включена специализированная медицинская помощь при онкологических заболеваниях, оказываемая в онкологических диспансерах, а также первичная медико-санитарная помощь, оказываемая средним медицинским персоналом, ведущим самостоятельный прием.

Несмотря на принимаемые органами управления здравоохранением меры по отделению скорой медицинской помощи от неотложной, объемы оказания скорой медицинской помощи все еще превышают установленный норматив. Превышение установленных объемов отмечено во всех муниципальных районах за исключением Вяземского, Комсомольского, Солнечного, Охотского, Ульчского районов и г. Хабаровска.

Фактические расходы на Территориальную программу составили 12,4 млрд. рублей, в том числе за счет бюджетов всех уровней – 6,0 млрд.рублей (48%), средств обязательного медицинского страхования – 6,4 млрд. рублей (52%).  Подушевой норматив финансирования на одного жителя края на 1% выше уровня 2009 года и составил 8775,8 рублей.

Основным критерием оценки деятельности системы здравоохранения является удовлетворенность жителей края медицинской помощью. Этот показатель по данным социологических исследований составляет 75 процентов. Наиболее частыми проблемами пациенты отмечают сроки ожидания приема врача и недостаточное материально - техническое оснащение медицинских учреждений.

В течение 2010 года министерством здравоохранения по результатам рассмотрения обращений граждан по вопросам организации и качества оказания медицинской помощи проведено 12 внеплановых проверок, выдано 12 предписаний, составлено 14 протоколов об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 14 должностных и юридических лиц, общая сумма штрафов, взысканных по решениям суда составила 360 тыс. рублей.

Еще одна проблема, непосредственно влияющая на уровень удовлетворенности населения медицинской помощью. Это кадры. Укомплектованность врачами и средним медицинским персоналом государственных и муниципальных учреждений здравоохранения составляет 56 и 61 процента соответственно. В отдельных районах, имеющих низкую плотность населения и слабо развитую транспортную инфраструктуру, совместительство среди врачебного персонала составляет до 2-х и более ставок.

Наиболее эффективной и экономичной формой оптимизации медицинской помощи в сельских и отдаленных районах является оказание первичной медико-санитарной помощи силами врачей общей практики, внедрение которой в крае идет крайне низкими темпами.

В рамках национального проекта подготовлено более 180 врачей общей практики, а на конец отчетного года в крае профессиональную деятельность осуществляют только 33 специалиста в шести районах края.

В муниципальных образованиях слабо проводится работа по подготовке и закреплению специалистов узкого профиля. В связи с этим, для оказания лечебно-консультативной помощи и проведения диспансеризации населения осуществляются выезды комплексных бригад. При укомплектованности краевых учреждений в среднем на 53% отвлечение узких специалистов для работы в отдаленных районах края ведет к перегрузке врачей в специализированных отделениях, что, в конечном итоге сказывается на выполнении объемов оказания медицинской помощи.

Сохраняется высокая потребность в молодых специалистах. План целевого приема и обучения молодежи в Дальневосточном государственном медицинском университете выполнен только на 97,3%. Заявки учреждений здравоохранения края удовлетворяются не более чем на 20 процентов, прибытие выпускников к месту работы составляет около 80 процентов.

Решение кадровой проблемы отрасли требует конкретных управленческих решений по привлечению и закреплению молодых специалистов путем предоставления весомых мер социальной поддержки, и в первую очередь, предоставление служебного жилья.

Вопросы оплаты труда медицинских работников были рассмотрены вчера на заседании комиссии по вопросам оплаты труда, применяемой в учреждениях здравоохранения края. Решение принятые  учтены в проекте решения коллегии.

В системе здравоохранения края последовательно реализуются мероприятия, направленные на создание Единого информационного пространства, формируется единая краевая многоуровневая система сбора, обработки и хранения медико-статистической и экономической информации. Постановлением Правительства Хабаровского края от 10 августа 2010 года № 203-пр утверждена краевая целевая программа «Информатизация отрасли здравоохранение на годы» с общим объемом финансирования 446,2 млн. рублей.

Основным направлением работы отрасли здравоохранения в текущем году станет реализации программы модернизации здравоохранения края на годы.

Краевая  программа модернизации  разработана в целях создания условий равного доступа каждого гражданина к качественной медицинской помощи и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных систем и стандартов оказания медицинской помощи.

Лечебная сеть в крае будет  приведена в соответствие со структурой заболеваемости и смертности населения по основным классам болезней.

В рамках программы определены этапы оказания медицинской помощи пациентам с острой сосудистой патологией, лиц с подозрением на онкологические заболевания.

Планируется создать «замкнутый логический цикл» при оказании медицинской помощи населению при болезнях системы кровообращения, от диагностики на уровне первичного звена – до реабилитации и диспансерного наблюдения на уровне первичного звена.

Новый алгоритм оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, реализованный на территории края и доказавший свою эффективность, продолжит свое развитие в аналогичной программе по трассе М-58 «Хабаровск - Чита». Планируется последующее распространение опыта деятельности травмоцентров на дорогах краевого значения Хабаровск – Комсомольск - на - Амуре.

В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича  Медведева 25 процентов финансовых средств  Программы модернизации будут направлены на модернизацию медицинской помощи детям и службы родовспоможения.

С целью раннего выявления и профилактики заболеваний в 2011–2012 годах в крае запланировано проведение диспансеризации подростков в возрасте 14 лет. Применение современных медицинских технологий при проведении диспансеризации позволит повысить уровень репродуктивного здоровья подростков, выявлять начальные формы заболеваний.

Кроме того, планируется создание и развитие системы паллиативной помощи  детям.

Реализация данных направлений позволит увеличить рождаемость, сократить показатели материнской и младенческой заболеваемости и смертности.

Новые требования предъявляются   к службе скорой медицинской помощи. В 2010 году внесены изменения в Порядок оказания медицинской соответствии с изменениями внесенными в порядок оказания скорой медицинской помощи.   Основное нововведение – создание в составе больниц отделений экстренной медицинской помощи приемное отделение будет территориально объединено с операционно- реанимационным блоком. Дежурной бригадой при поступлении пострадавших будет проводится сортировка больных на потокам в зависимости от состояния пациента.  Создание такого отделения   планируется в структуре государственного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая больница № 2» г. Хабаровска. Это будет способствовать сокращению времени пребывания больного в приемном покое без оказания медицинской помощи. Возможность сопровождения больного от момента вызова   бригады скорой помощи до госпитализации в профильные отделения будет способствовать снижению больничной летальности, позволит снизить «простой» дорогостоящей скорой медицинской помощи.

Планируемые в рамках программы модернизации объемы подготовки и переподготовки врачей должны отражать потребность в дополнительном профессиональном образовании и формироваться с учетом количества специалистов, работающих в отрасли, и периодичности обучения 1 раз в 5 лет. Планы должны быть нацелены на снижение дефицита врачей и повышение укомплектованности первичного звена здравоохранения и скорой медицинской помощи.

Перечень мероприятий, обеспечивающих эффективную реализацию всех перечисленных направлений, представлен в проекте решения коллегии и будет доработан с учетом работы круглых столов и предложений, поступивших при обсуждении доклада.

Их успешная реализация требует консолидации усилий всех звеньев системы - министерства здравоохранения края, органов управления муниципальным здравоохранением, лечебно-профилактических учреждений, представителей медицинской науки, активного участия всех специалистов здравоохранения. 

Доклад окончен.

Благодарю за внимание.

Яндекс.Метрика